БИБЛИОТЕКА ДОМАШНЕГО ФИТНЕСА

КАК СМАЗАТЬ ЭЛЛИПТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР?

Смазка для беговой дорожки купить  В нашей библиотеке есть статья "как смазать велотренажер" в которой дано понимание, что велотренажер в смазках не нуждается, в большинстве домашних велотренажеров  отсутствуют узлы и детали, которые нуждаются в периодической смазке. С Эллиптическими тренажерами или орбитреками ни все так однозначно. Существуют модели, которые нуждаются в постоянном осмотре и смазке, есть модели у которых пара узлов периодически смазываются и модели на подшипниках, которые не нуждаются в смазке.

 

  Определить периодичность и надобность смазки тренажера, казалось бы легко - Имеется инструкция, в которой должна быть прописана периодичность планового ТО, узлы и компоненты для смазки и сами смазки.

Эта выдержка из одной очень подробной инструкции, в других написано либо тоже самое, либо вообще ничего.

Причина тому Гарантия и Сервисные центры, которые должны производить качественное обслуживание и ремонт тренажеров. В реальности содержать сервисные центры для производителя домашних тренажеров слишком накладно и приводит к значительному росту цены за тренажер. В результате полноценный сервис могут позволить только крупные сетевые магазины, в крупных городах. Понимая всю сложность организации качественного сервиса, производители делают хороший запас прочности и износостойкости основных узлов. Если эксплуатировать тренажер в нормальном режиме он прослужит спокойно 5-7 лет, без специального обслуживания. Но осматривать тренажер необходимо постоянно. Каждый месяц проверять затяжку болтов. Смазывать сразу после завершения гарантии и далее каждый год минимум.

А что такое нормальный режим? Это режим, при котором человек с массой тела не более 80% от максимально разрешенной по инструкции занимается в среднем 30-60 минут в сутки, каждый день. Для тренажера простоять на балконе или в гараже 3 месяца гораздо хуже, чем работать по 60 минут в сутки. Любой механизм не любит простоя. Как и для человека, для тренажера движение - это жизнь. При простоях вся смазка под действием гравитации стекает вниз, коксуется и накапливает пыль. Детали подверженные коррозии начинают ржаветь. Тренажер стареет и становится неработоспособным. 

После продолжительного простоя  ВАЖНО перебрать все детали тренажера - Разобрать и собрать заново. Очень радуют объявления частных лиц, которые продают своих верных товарищей спортивной жизни с припиской "Тренажер практически не использовался или покатались пару раз все остальное время стоял, почти как новый". Думают, что они расхваливают тренажер, обеспечивая себе скорую продажу. Радостные новые владельцы видя прекрасный внешний вид сразу начинают тренироваться, и уже через короткий период, что-то ломается, появляется скрип и т.п.

 

В эллиптических тренажерах есть несколько мест смазки. Ничего сложного, как правило, эти места в легком доступе. Внутри основного кожуха ничего не смазывается. Там только подшипники и ременная передача.

Основные узлы смазки эллиптических тренажеров

Смотрим инструкцию по сборке тренажера. Находим необходимый узел. Если в месте соединения не указаны подшипники, следовательно узел смазывается. Разбираем место соединения. Тщательно вымываем следы старой смазки. Обильно наносим новую смазку. Собираем узел. Удаляем излишки смазки ветошью. Все очень просто. Наличие подшипников видно визуально, стоит только убрать декоративные накладки.

Посмотрите видео смазка эллиптического тренажера и вам сразу станет все ясно.

Следите за собой и своими тренажерами. Здоровья и всех благ.

 

СКРИП и ПОХРУСТЫВАНИЯ знак того, что пора делать ТО.

 

СКРИП - 1 признак того, что нужно проверить тренажер.

Именно проверить, еще ничего не смазывать. Скрип часто появляется, когда тренажер стоит неровно. Происходит неравномерная нагрузка узлов (особенно при весе пользователя >75% от максимального) и металл наиболее нагруженного узла начинает деформироваться и скрипеть. Старайтесь максимально выровнять тренажер.

Проверяем крепление центральной стойки к основной раме. Ослабление болтов от раскачивания передней стойки нормальное явление, периодически раз в месяц их нужно проверять и в случае ослабления дотягивать. Если болты ослабляются каждый месяц или чаще, нужно проверить качество резьбы, как болта, так и самой стойки или рамы, попробовать применить пружинную шайбу (гровер), если она была до этого не предусмотрена. Если резьба порядком источилась, следует заменить болты или прокатать резьбу на раме. Если резьба на раме уже не прокатывается, то внутрь вваривается гайка с нужной резьбой.

У некоторых моделей между стойкой и рамой предусмотрены демпферные прокладки из пластика или резины. Эти прокладки разработаны для гашения микроколебаний и устранения скрипа. Эти прокладки могут изнашиваться и терять свою функцию. Таких прокладок может не быть вообще, следовательно, со временем, в результате износа металла начинается микролюфт между стойкой и рамой. Устранить этот люфт и скрип можно при помощи густой смазки, или других демпферных материалов в зависимости от ситуации.

Кроме крепления центральной стойки проверяем затяжку болтов всех остальных узлов. Болты крепление опорных лап к раме. Ось передней стойки. Соединение между подвижными поручнями и основанием педали. Соединение педалей с основанием. Соединение основания педалей с шатунами. Соединение шатунов с осью или приводным колесом. Все болты должны быть затянуты, до упора. Перетяжка болтов, так же может вызвать скрип и нарушить крепление узла.

Помимо болтов на всех осях существуют тонкие пружинные шайбы, или пластиковые муфты, прокладки, шайбы и т.п. Все это расходные материалы подверженные повышенному износу и требующие замены. Для проверки состояния этих шайб и прокладок, следует вооружится набором ключей и шестигранников (достаточно тех, что идут вместе с тренажером), ветошью, промывкой от старой смазки (нефрас) и самой литиевой смазкой.

Разбираем, вымываем, сушим, осматриваем. Все детали, что сломались, заржавели, источились меняем на аналогичные или более высокого качества. Рекомендуем использовать нержавеющие метизы. Проверяем наличие в узле всех шайб, прокладок и муфт по инструкции. Пружинная шайба может растрескаться и вылететь из узла. При уборке вы даже можете не заметить этих осколков, а при разборке не обнаружите ее в узле и подумаете, что так и должно быть. Пружинные шайбы и их состояние значительно влияют на правильную и тихую работу тренажера. После проверки тщательно смазываем узел и собираем. Рекомендуем собирать-разбирать каждый узел отдельно, чтобы не путать комплектующие.

ПОХРУСТЫВАНИЕ и СКРЕЖЕТ чаще всего возникает в подшипниках, и требует их замены. Заклинивший или подшипник с измененным радиусом вращения приводит к повышенному износу осей и дорогостоящему ремонту. Подшипники нужно менять сразу после обнаружения гула, стука, скрежета, неравномерного вращения и т.п.

При правильной эксплуатации, подшипники служат много лет. Меняют их по факту износа. Если на оси стоит пара подшипников - меняют оба. Если у вас захрустел подшипник в правом узле между подвижным поручнем и основанием педали (там их обычно пара), значит меняйте те же подшипники и с левой стороны, несмотря на их годность. Покупать подшипники прозапас - нет смысла, Они могут заржаветь, от неправильного хранения, раньше, чем понадобятся, или вы забудете, где они лежат. Используйте качественные подшипники российского, европейского или японского производства. Менять сразу вкруг все подшипники желательно, но не обязательно. У разных подшипников разный временной ресурс. Помним что приводное колесо и маховик во всех тренажерах сидят на подшипниках. Если хруст или гул идет изнутри кожуха, нужно делать более глобальную диагностику.

 

СТРАШИЛКА из жизни. Мы покупаем б/у тренажеры для ремонта и запчастей. Один из велотренажеров был куплен ради компьютера. Продавали его на запчасти по причине полной непригодности к эксплуатации и невозможности ремонта. Начнем с того, что при самостоятельной разборке, владелец не смог снять правый шатун с оси, повредив всю резьбу шатуна. Корпус внаглую снимался через шатун и соответственно деформировался и треснул. Левая педаль не имела внутри шариков, и крутилась до тех пор, пока не сломалась чашка в которой лежат шарики, при этом ось педали сточилась на 2/3. При разборке мы поняли причину всего произошедшего. После снятия приводного колеса (ось выбивается из подшипников молотком), выяснилось, что ось источилась вместе соприкосновения с подшипниками на 1-1,5 мм. Представляете, какой при этом был скрежет?! Подшипники абсолютно заклинившие. Шатун, который не получилось снять у владельца, просто прикипел к оси от перегрева. Ремень от повышенной нагрузки истерся и растрескался. При попытке вставить новые подшипники, обнаружилась деформация посадочных мест, т.е рама велотренажера непригодна. Возможно, это был заводской брак и причина скорого выхода из строя подшипников, но скорее всего - это результат халатного использования механизма. В результате, тренажер купленный за 21000 рублей через 3 года был продан за 1,5к. Владельцу повезло, что нам нужна была именно эта модель, чаще всего такие тренажеры несут прямиком на свалку. Мораль истории: вместо своевременного ремонта (самостоятельно около 500 рублей, а с вызовом мастера около 2000 рублей) владелец долгое время эксплуатировал тренажер, который скрипел, хрустел и умалял его остановится, а после добил его неправильным ремонтом. Случай уникальный, но очень показательный.

 

Читайте статью Основные неисправности тренажеров и их решения в ней есть раздел о борьбе со скрипящим пластиком.

Андрей Орт 25.05.2019 г.