кардиотренажёры напрокат

ПОДШИПНИКИ ДЛЯ ТРЕНАЖЁРА

Из статьи мы узнаем:

? Какие подшипник и и втулки на тренажёре Torneo 517C

Это конкретный запрос пользователя, по которому он перешёл на эту страницу и не нашёл прямого ответа. Скорей всего, такой человек даже обратился к инструкции. Давайте, все посмотрим на эту инструкцию:

Непонятно зачем производитель так сильно старался. Можно было написать всего три наименования: железка, пластмаска, резинка. Это бы несло ровно столько же информации. Самое удивительное, что у Torneo ЛУЧШАЯ инструкция для тренажёров НА РУССКОМ языке. Самая детальная, самая информативная и самая понятная для пользователя. Почему тогда в ней нет размеров и номеров подшипника? Потому что эта красивая инструкция была создана на несколько лет производства, а само производство адаптируется к рынку постоянно. На тренажёре выпущенном с завода в марте 2009 года деталь №83 это Болт М8 50 мм., деталь №87 это Подшипник 6203, а в выпущенном с завода в апреле 2009 года (через месяц) деталь №83 это Болт М8 60 мм., а деталь №87 это Подшипник 6004. И об этом становится известно только тогда, когда разобрали тренажёр. И если разобрали три тренажёра сделанных в апреле 2009 года, это совсем не значит, что 4-й будет такой же. Например: нашли завалявшуюся на складе раму с прошлой партии и сделали прошлый экземпляр, в конце концов не пропадать же добру. Это нормально для любого производства.

Конечно есть великолепные производители, которые ставят десятки лет одни и те же подшипники в одни и те же узлы. Когда-то они указывали номера и размеры в инструкции, но сейчас только номенклатурный номер детали, который понять сможет лишь сервисный центр.

Втулки и их размеры - это вообще отдельная тёмная тема, особенно с бюджетными версиями тренажёров, где пластиковые втулки стоят в прокатной трубе. Прокат трубы имеет маркировку Ду = 0 мм (DN = 20 mm.). Ду - означает диаметр условный (DN - diameter nominal), условно 20 мм. +/- 7% по ГОСТ 28338-89 или ISO 6708-80. Напомним, что у китайцев есть свой великолепный ГОСТ называется ЧАБУДО (Сha bu duo), с бОльшим процентом отклонения. Благо величина эта не сильно бегает на отрезках трубы в 3-6 метров, но точно разнится в партиях товара. Если для протока жидкости, или для сварных работ эти 0,5 мм. не имеют никакого значения, то для машиностроения, к которому было бы правильно отнести производство тренажёров - это вне всяких допусков. Трубы с конкретным фиксированным диаметром (например: труба для посадочного места подшипника) - это уже другое изделие, которое значительно дороже. Удорожание тренажёра на подшипниках в сравнении с тренажёром на втулках складывается не из разницы стоимости подшипника и втулки, а в огромной совокупности. Тренажёры на подшипниках это более качественный металл, в более качественном производстве на более дорогом и точном оборудовании, поэтому для экономии такие трубы используют только в значимых узлах. Отсюда конечное качество готовой продукции и срок службы.

Существуют и очень качественные решения на втулках, современные технологии производства и обработки пластмасс позволяют изготовить узлы сопряжения на втулках, которое прослужат так же долго, как и узлы на подшипниках, и при этом будут дешевле в первоначальной стоимости и в дальнейшем обслуживании. При выборе тренажёра важно обратить внимание именно на качество изготовление металла.

Что делать, когда отрабатываются пластиковые втулки на тренажёре?

Берётся конкретный вал и конкретное посадочное место, измеряется и вытачивается втулка индивидуально под этот размер. Из практики могу сказать, что использование капралоновых и нейлоновых втулок, великолепно себя оправдывает, особенно в тренажёрах с хорошей геометрией и толщиной стенок металла. Многие модели, становятся тихими, увеличивается общий срок службы, обслуживание становится дешевле и проще. Из минусов стоимость индивидуального изготовления втулок может быть дороже стоимости промышленных подшипников из магазина, здесь для будущей экономии денег и времени нужно сразу вложиться.

Производители, которые указывают номера и размеры деталей в инструкции, изначально делают более качественный продукт. Но все равно сначала нужно разобрать и сверить размеры и только потом идти в магазин.

ВАЖНО
Производители, которые указывают номера и размеры деталей в инструкции, изначально делают более качественный продукт. Но все равно сначала нужно разобрать и сверить размеры и только потом идти в магазин.

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...

Стук появляется, когда уже что-то раскрутилось или отломалось. Стук свидетельствует о крупной поломке и требует тщательной и аккуратной диагностики, иначе могут пострадать другие части тренажёра и ремонт увеличится в несколько раз.

Скрип появляется, когда одна металлическая деталь трется о другую. Если тренажёр заскрипел, это повод насторожится, но не повод звонить в сервис. Во-первых, тщательно проверяют насколько тренажёр стоит ровно. Излишний крен рано или поздно даст скрип и приведет к неравномерной выработке расходных деталей (пластиковых муфт, прокладок, пружинных шайб, подшипников, обойм). Тренажёр должен всегда стоять максимально ровно и не стучать опорами по полу.

Во-вторых проверяют протяжку всех болтов. Вероятно, какая-то часть тренажёра раскрутилась и люфтит, создавая сторонний шум. Болты на тренажёрах закручиваются до упора, без дополнительных усилий. Перетягивать их ни в коем случае не нужно, так испортится резьба. Ни у каждого тренажёра резьбу можно вновь нарезать. Сорванный болт будет давать люфт и скрип. Внимательно проверяют качество резьбы на гайках и болтах. Заржавленные болты, гайки, шайбы меняют на новые. Потертая резьба, смятая шляпка, разжеванная шляпка под шестигранник все меняется на новое. Если кому-то кажется, что шляпка еще послужит и, несмотря на то, что разжевана, плотно прикрутится, он ошибается, и поймет это когда будет раскручивать через год-другой. Все болтики, что не внушают доверия под замену. У обычных тренажёров слабые болты и гайки, не рассчитанные на многократное использование. Один раз закрутили – один раз заржавели – один раз выкинули. Профессионалы используют метизы (металлические изделия) из нержавеющей стали. Да они дороже, но они гораздо прочнее и выдержат многократную сборку разборку. Они не ржавеют и выглядят красиво. Срок службы их ограничен только неправильным применением. Стандартные тренажёры для дома собраны на болтах с резьбой М8 шаг 1,75. Продаются такие метизы во многих строительных магазинах, и конечно же в магазинах крепежа.

Сами болты и особенно гроверы (пружинные шайбы) накапливают усталостные деформации и могут начать скрипеть. Порой скрип устраняется простой перепротяжкой всех болтовых соединений.

В-третьих, смазывают трущиеся элементы, а точнее валы и муфты. О том, как смазывать тренажёр на валах читаем в статье Как смазать эллиптический тренажёр.

В-четвертых, делают проверочную тренировку 30-40 минут занимаются при нормальной ближе к легкой нагрузке. Можно с перерывами. Это проверочная тренировка, нужна для того чтобы детали вновь притерлись друг к другу, чтобы смазка разошлась по валам и муфтам? Болты и соединения "нашли свое место". Спустя пару часов пробуют снова. Если скрип, по прежнему, слышен и есть понимание, что это точно подшипник. Приступают к замене подшипников.

Вы спросите: «Зачем вся эта прелюдия? Да я сразу знал, что это старые подшипники скрипят». Хорошо, пусть так, знали и поменяли его и ничего не скрипит, но это не отменяет перепротяжку болтов и смазку валов. Потому что подшипник рассчитан на очень долгий срок службы, минимум три года он должен отслужить, при правильной эксплуатации в домашних условиях. Тогда как смазку валов нужно делать не реже раз в год/полугод в зависимости от тренажёра и интенсивности эксплуатации, а затяжку болтов просматривать ежемесячно.

ПРОВЕРЕНО
Подшипники – это довольно надежная штука. Используются в тренажёрах начиная со среднего ценового сегмента, рассчитаны на весь срок эксплуатации тренажёра, в условиях нормальной влажности и постоянных занятий не менее 3 часов и не более 7 часов в неделю.

По факту подшипники служат 3-10 лет. Отчего такой огромный разброс?

Во-первых, первоначальное качество подшипника. Немецкие подшипники INA в тренажёрах Kettler и китайские «NO NAME» из маркетплейса реально отличаются 10-кратным ресурсом. Тренажёр отслужит свой гарантийный срок, а дальше все заботы на ремонт лягут на ваши плечи. Сейчас производители экономят на всем и расходные части одни из первых в этом списке. Покупайте подшипники INA, SKF и NTN.

В защиту производителей скажу, что китайские "NO NAME", которые ставят на заводе, достаточно качественные для своей стоимости, а вот те, что продаются на маркетплейсах, лучше вообще не покупать. Ради эксперимента, на маркетплейсе были взяты подшипники (в 3 раза дешевле, чем SKF) и установлены в ненагруженный узел, как я думал, должны прослужить хотя бы год, до следующего обслуживания. Но, сразу после установки стало понятно, что новые хуже старых отработанных, так как имеют чрезмерный люфт. Конечно, может мне попалась бракованная партия, потому ее и продали дешевле, но второй раз проверять нет желания. Будем покупать только качественные комплектующие.

Во-вторых, качество сборки и допуски. Чтобы механизм работал долгое время, все его части должны работать слажено, быть притёртыми друг к другу. Чем точнее изготовленная деталь, тем более сложное и дорогостоящее оборудование должно ее произвести. Тренажёр не самолет, и допуск в полмиллиметра вполне обоснован. Здесь уже - как попадется, одна и та же модель может прослужить разное время.

В-третьих и основных - это условия эксплуатации. Их практически никто не соблюдает. Начнём с того, что саму сборку тренажёра делает или покупатель или сотрудник магазина. И здесь возникает вопрос, кто из них соберёт качественнее. Ни у всех магазинов профессиональные и ответственные сборщики. Иногда нежные женские ручки с новым маникюром, куда аккуратнее закручивают болты и внимательнее читают инструкцию по сборке.

Тренажёр нужно всегда ставить на ровную горизонтальную плоскость. Перепады высоты в пределах 5 мм. можно регулировать ножками. Если вес пользователя больше 100 кг. правильнее выбрать абсолютно ровное место или использовать подкладки, иначе регулировочные ножки сломаются первыми, и могут повредить металл опоры. Тренироваться на тренажёрах нужно только в сухом помещении. Ни на каких террасах, ни у каких бассейнов и бань домашний тренажёр стоять не должен. Хранить также только в теплых складах, дачах и гаражах. Когда механизм простаивает он ржавеет быстрее, особенно в помещениях с частым перепадом температур. Смазка во всех узлах высыхает и коксуется. После продолжительного хранения нужно обязательно всё просматривать, очищать и смазывать, как при первоначальной сборке. Консервировать тренажёр и убирать на несколько лет, по моему мнению не имеет смысла, лучше его сейчас продать и потом купить другой.

Нюансов очень много. Результат один - замена расходников и неисправных частей тренажёра.

?Как купить правильный подшипник

У подшипников есть своя маркировка. Чтобы купить правильный подшипник, берут старый (вышедший из строй подшипник и находят на нем маркировку). На фотографиях мы видим подшипник с номером 6203RS и подшипник 6003-2Z, этой информации более чем достаточно для поиска и приобретения нового подшипника.

Что делать, если старого подшипника нет? Или маркировка стерлась, или пыльник на котором указана эта маркировка потерялся и тд. и тп.

Здесь поможет штангенциркуль и таблица с размерами подшипников. Берём подшипник и делаем три измерения.

  • 1. Внутренний диаметр.
  • 2. Внешний диаметр.
  • 3. Толщину (ширину или высоту) подшипника.

Дальше открываем таблицу подбора с нужным типом подшипников и подбирают по порядку отталкиваясь от внутреннего диаметра.

МАРКИРОВКА ПОДШИПНИКОВ

Существует международный стандарт нумерации и ГОСТ.

МАРКИРОВКА ПОДШИПНИКОВ

Несмотря на то, что в любом магазине должна быть такая таблица или интернет, где ее можно найти, перед походом в магазин лучше выписать на листок все параметры подшипника и взять лист с собой, или взять образец и штангенциркуль.

МАРКИРОВКА ПОДШИПНИКОВ.

При отсутствии маркировки, так же следует понимать какой тип подшипника должен стоять в узле. В тренажёрах используются шариковые подшипники, роликовые подшипники, подшипники качения, обгонные муфты и разборные подшипники каретки велотренажёра.

Если владелец не может определить тип нужного подшипника и в инструкции он не указан, правильно обратится к специалистам по ремонту. Неправильно выбранный подшипник не будет работать и может вызвать дополнительные повреждения.

После того как определили тип подшипника, измеряем диаметр вала и обоймы.

  • 1. Диаметр вала.
  • 2. Диаметр обоймы.
  • 3. Глубина обоймы.

Дальше, аналогично, по таблице выбираем нужный подшипник.

ТАБЛИЦА РАЗМЕРОВ ПОДШИПНИКОВ.

МАГАЗИНЫ ШИРОКОГО ВЫБОРА ПОДШИПНИКОВ
Магазин подшипников Алексподшипник.ру Магазин подшипников Сфера-2В Магазин подшипников ПодшипникТрейд

? Как понять, что пора менять подшипник

Послужит подшипник еще или стоит уже поменять?

В домашних эллиптических тренажёрах, трудно посчитать период планового ТО по замене подшипников. Многие тренажёры верно служат годами, переходя из одних рук в другие, и никто уже не помнит сколько велочасов было откатано. Подшипники меняются либо по факту износа, либо при проведении другого ремонта, когда тренажёр разбирается. Чтобы не разбирать тренажёр дважды или не вызывать лишний раз мастера по ремонту - делают всё разом.

Если есть набор ключей, инструмент для снятия стопорных колец и были они куплены, потому что руки растут из плеч, значит можно всё сделать самому.

После того как подшипник оказался в руках, его легко проверить на годность без специального инструмента. В нашем случае рассматривается использование подшипников, только для спортивных тренажёров и других механизмов с широким диапазоном допусков.

Для начала наружную часть подшипника очищаем от грязи пыли смазки, чтобы наши пальцы касались только чистого стального кольца.

  • 1. Визуальный осмотр. Ржавчина, выбоины, сколы, трещины – признак полной негодности.
  • 2. Без перчаток (голыми чистыми руками) зажимаем внутреннее кольцо средним и большим пальцем одной руки, а другой рукой раскручиваем подшипник. Наши пальцы способны почувствовать малейшие качения и выработку шариков и колец.
  • Подшипник туго раскручивается – в утиль.
  • Подшипник трещит или гудит при вращении – в утиль.
  • Пальцы чувствуют, что шарики обо что-то «запинаются» – в утиль.
  • Зажали внутреннее кольцо и легким надавливанием нажимаем вбок внешнее кольцо, если есть сильный люфт – в утиль. Исключаем 2-рядные подшипники качения, для которых поворот колец относительно друг друга является конструктивной особенностью и их использование в эллиптических тренажёрах, способствует значительному снижению скрипов.
ТАК ЛУЧШЕ
Если на оси стоит пара подшипников и один из них вышел из строя, а второй рабочий, то меняют оба

Подшипники в тренажёрах служат годами, а сборку/разборку не любит ни один механизм, поэтому если залезли внутрь корпуса, то менять всё сразу.

Если с приобретением подшипника туго, или нужно ждать долгое время. Можно на короткое время восстановить работу старого. Подшипник вскрывается и тщательно промывается дизельным топливом или другим очистителем смазки и заново заполняется литиевой смазкой. Какое-то время такой подшипник еще послужит. Но, как правило, в тренажёрах подшипники выходят из строя, потому что закончился их ресурс. Шарики уже не такие круглые, сепаратор разболтан или поврежден. А сама смазка при этом еще в хорошем состоянии. По сравнению с промышленным оборудованием тренажёры работают в щадящих условиях. Правильная эксплуатация позволяет подшипникам исправно отслужить весь срок службы. Не нужно заливать шприцем масло в подшипник, это не исправит ситуацию. Правильно решение – замена.

? Что такое подшипник каретки на велотренажёре

Во-первых, что такое каретка? В большой советской энциклопедии значится: КАРЕТКА - это (от итал. carretta — тележка) узел механизма или машины, несущий ряд деталей и передвигающийся по направляющим или, реже, вращающийся в подшипниках... ...В велосипедах кареткой называют весь педальный механизм.

Такой механизм, как в велосипедах так и в велотренажёрах, может быть нескольких типов. Самые популярные - это вал на закрытых шарикоподшипниках и вал на открытых шарикоподшипниках. Первый вариант каретки просто называют "ось", в ней используются шатуны с посадкой на квадрат или ромб.

А механизм состоящий из кривого шатуна, обоймы (чаша и крепления) и шарикоподшипника, чаще называют кареткой. А открытые подшипники, называют подшипники каретки велосипеда.

Преимущество открытого типа подшипников в их более простом изготовлении, следовательно, меньшей стоимости и в полном техническом обслуживании. При правильной эксплуатации, такие подшипники служат много лет.

Читайте на других страницах:

Как смазать каретку велотренажёра?

? Что такое обгонная муфта на велотренажёре

Когда на велосипеде крутят педали, то они через цепь крутят колёса, когда педали прекращают крутить, то колёса крутятся дальше, а ноги стоят на месте. На велотренажёре когда крутят педали, то они через поликлиновый ремень (цепь), передают момент вращения на маховик, когда педали прекращают крутить, маховик продолжает вращаться, а ноги стоят на месте. Стоит вновь продолжить крутить педали, и снова чувствуется усилие для раскручивания колеса или маховика.

Такой механизм работает при помощи обгонной муфты. Обгонная муфта - это деталь механической трансмиссии, которая предотвращает передачу крутящего момента от ведомого вала обратно к ведущему в случае, если по какой-либо причине ведомый начинает вращаться быстрее. Например, велосипед едет с горки, с большой скоростью, если бы не было обгонной муфты пришлось бы быстро-быстро крутить педали или убирать ноги с педалей, и то и то весьма некомфортно и травмоопасно.

Обгонная муфта является расходным компонентом, который меняется по факту износа, на аналогичную по параметрам

Причины выхода из строя и замены обгонных муфт:

  • Загрязнение и попадание воды внутрь детали, в том числе конденсат от перепада температур. В результате происходит быстрый износ материала, из которого изготовлены подшипники и реверсивные ролики.
  • Заклинивание является наиболее распространенной поломкой обгонной муфты. Прекращение действия подшипников и внутренней обоймы происходит из-за истирания поверхностей деталей. Естественный износ по сроку службы.
  • Раздельное вращение внутренней и внешней обоймы. Такая проблема возникает по той же причине естественного износа элементов, находящихся внутри шкива.
  • Разрушение обгонной муфты. Разрыв обоймы может произойти вследствие заклинивания роликовых составляющих. Если приводное колесо существенно обгоняет маховик, или наоборот, часто происходит срыв. Поэтому не следует крутить педали со скоростью бешенной белки. Поломка велотренажёра - это единственный результат, который будет достигнут в этом случае.

 

СЛУШАЕМ
Гул и шелест на холостых оборотах (когда маховик вращается по инерции без участия педалей) свидетельствует о скором отказе обгонной муфты.
Когда шелест становится явно слышимым, можно заказывать муфту или мастера.

Меняется обгонная муфта так же как и другие подшипники: выпрессовывается старая и впрессовывается новая. Важно учесть блокировку муфты, это показано стрелочкой на внешнем корпусе, там же где и маркировка. Стрелочка показывает направление при котором муфта будет цеплять вал.

В велотренажёрах используются разные обгонные муфты например в Kettler X1 используется HF1816 без подшипника, а в Kettler X7 уже используется HFL1626 с подшипником. В старых тренажёрах Kettler использовал разборные муфты с тремя шариками и пружинками.

Каталог-таблица подбора обгонных муфт INA: Типы и размеры обгонных муфт.

 

БИБЛИОТЕКА ДОМАШНЕГО ФИТНЕСА
Знания полученные из опыта